Пятница, 29.03.2024, 12:37Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ ООШ г.Спасска Пензенской области
Block title
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Меню сайта
...
Block title
Block title
Block title
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Муниципальный проект


          Отдел образования Администрации Спасского района Пензенской области

Проект   «PROчтение»

Спасск, 2014

 

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование проекта

 

PROчтение

1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в проект

Министерство образования Пензенской области

ГАОУ ДПО ИРР ПО (координатор проекта)

ФГБОУ ВПО ПГУ

Областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова

Областная библиотека для детей и юношества

Образовательные организации и библиотеки Пензенской области

Отдел образования Администрации Спасского района

МБУК «Межпоселенческая центральная районная  библиотека  Спасского района Пензенской области» 

1.3. Руководитель проекта, координатор проекта, исполнители (члены регионального проектного офиса)

Руководитель проекта:

Барыкина Ирина Викторовна

Координаторы проекта:

Купецкова Елена Федоровна

Григорьева Александра Кимовна

Московкина Ирина Иовна

Исполнители:

Купецкова Валерия Феликсовна

Зеленцова Галина Сергеевна

Ермолаева Дина Евгеньевна

Кондратьева Галина Борисовна

Пранцова Галина Васильевна (ФГБОУ ВПО ПГУ)

Осипова Марина Николаевна (Областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова)

Звягина Юлия Александровна (Областная библиотека для детей и юношества)

 

Руководитель муниципального проекта, координатор проекта

Исполнители

(члены муниципального проектного офиса)

Сергеева Татьяна Валентиновна

 

 

Сорокина Наталья Юрьевна

 

Руководители школьных проектных офисов

1.4. Сроки и этапы реализации проекта

 

Декабрь 2014 – декабрь 2017 гг.

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Основания для инициации проекта

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»);

- Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 13.06.2014 № 426;

- Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897 и от 17.05.2012 № 413 соответственно);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

- О проведении в 2014 году в Пензенской области Года культуры (распоряжение Правительства Пензенской области  от 31.12.2013 № 715-рП)

- Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом 24.11.2006 г.

2.2. Актуальность

Проблема чтения осознаётся в современном мире как  общенациональная и государственная.

Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры:

- увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;

- утрачиваются традиции семейного чтения,

- снижается интерес населения к печатной прессе,

- растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения,

- ухудшается владение родным языком (родная речь становится все более примитивной; в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги),

- снижается уровень грамотности населения (по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA функционально неграмотны свыше 10% российских школьников, в  странах-лидерах этот показатель не более 1%);

- возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении;

- распространяется мнение о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается, они будут вытеснены Интернетом.

По результатам анкетирования учащихся 5-8-х классов школ г. Пензы свыше 50% опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают 3,6% опрошенных, а документальную литературу читают 0%.

Этим объясняется необходимость создания в образовательных организациях области читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

2.3. Цель

Повышение уровня читательской компетентности школьников, рост читательской активности детей и взрослого населения региона.

2.4. Задачи

1. На основе стандартов оценки качества чтения PISA и других международных и российских исследований разработать критерии оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников и провести мониторинг динамики этих показателей у обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области.

2. Провести анализ работы школьных библиотек по формированию читательской компетентности и читательской активности в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО и создать региональную программу поддержки школьных библиотек и библиотекарей.

3. Разработать программы семейного и досугового чтения.

4. Провести региональные и муниципальные мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

5. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

 

2.5. Содержание проекта

В рамках межведомственного взаимодействия принять участие

Образовательным организациям:

- Разработать школьные проекты поддержки и развития чтения «Читающая школа».

- Спланировать проведение Дней общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул).

- Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».

- Разработать программу летних чтений «Каникулы с библиотекой».

- Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения.

- Создать на сайтах школ Web-странички «Воспитываем читателя».

- Создать программы семейного и досугового чтения:

  • Часы родительской грамотности в образовательных организациях («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.),
  • Материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 гг.».

- Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!»

- Организовать и развивать деятельность клубов семейного чтения в образовательных организациях и библиотеках области («Живой родник», «Книголюбы», «Книгочеи», клуб-театр семейного чтения «Вместе в мире книг» и пр.).

2.6. Результаты проекта

Показателями эффективности проекта являются:

  • позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;
  • позитивная динамика читательской компетентности школьников;
  • повышение уровня функциональной грамотности школьников до 98% (уровень развитых и активно развивающихся стран);
  • привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся организаций общего образования (дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) к концу 2015 года; не менее 50% семей – к концу 2017 года;
  • увеличение числа участников эффективных мероприятий по популяризации чтения и повышению уровня читательской компетентности (конкурсов, акций и др.) не менее чем на 10% ежегодно;
  • разработка программ семейного и досугового чтения не менее 70% образовательных организаций к концу 2015 года; 100% – к концу 2017 года;
  • создание страничек «Воспитываем читателя» на сайтах 100% образовательных организаций;
  • включение в дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) 100% категорий работников системы образования спецкурса «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

2.7. Критерий успеха проекта (планируемые показатели эффективности)

Достижение уровня читательской компетентности и функциональной грамотности школьников, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами.

Возрождение традиций семейного чтения в не менее чем 50% семей обучающихся организаций общего образования.

2.8. Риски реализации проекта

·                  Социальные риски:

- низкий интерес населения к чтению, низкая читательская активность и отсутствие у большинства населения сформированной культуры чтения и читательского вкуса;

- распространение в обществе худших образцов Интернет-культуры (общение в социальных сетях, игры, развлечения и др.).

·                   Организационные риски – недостаточная готовность работников образовательных организаций и учреждений культуры.

2.9. Взаимосвязь с другими проектами

Проект связан с региональными проектами «Малая Родина», «Современная начальная школа: шесть шагов навстречу» и другими.

     

 

Ключевые события (дорожная карта) Проекта на 2014-2015 г.г.

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

 

Для дошкольных образовательных организаций

1.1.

Организация литературных викторин для детей дошкольного возраста

ежемесячно

Руководители ДОУ

Воспитатели

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.2.

Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.

в течение года

Руководители ДОУ

Воспитатели

1.3

Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов)

2 раза в месяц

Руководители ДОУ

Воспитатели

1.4

Организация Дня книги в дошкольных группах детского сада (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)

1 раз в месяц

Руководители ДОУ

Воспитатели

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.5

Организация тематических выставок в уголке книги

ежемесячно

Руководители ДОУ

Воспитатели

1.6

Организация деятельности Литературной гостиной

1 раз в месяц

Руководители ДОУ

Воспитатели

1.7

Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.

в течение года

Руководители ДОУ

Воспитатели

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.8

Создание литературно-художественного детского журнала (произведения для домашнего чтения)

в течение года

Руководители ДОУ

Воспитатели

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.9

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

в течение года

Руководители ДОУ

Воспитатели

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.10

Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге»

в течение года

Руководители ДОУ

1.11

Консультация «Организация книжного уголка в группе»

в течение года

Руководители ДОУ

Воспитатели

1.12

Издание методических рекомендаций по организации деятельности клуба «Книголюбы» для детей, родителей и педагогов

январь 2015

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.13

Методические рекомендации «Организация тематических выставок в уголке книги в детском саду»

январь 2015

Руководители ДОУ

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.14

Принять участие в областном семинаре-консультации по теме «Эффективные механизмы введения ФГОС ДО: образовательная область «Развитие речи дошкольников» (ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой)

февраль 2015

Руководители ДОУ

1.15

Областной конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка»

Май-июнь 2015

Руководители ДОУ

воспитатели

1.16

Акция «Читаем дома вместе с детьми»

2 квартал 2015

Руководители ДОУ

Воспитатели

Родители

1.17

Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение»

Август 2015

Руководители ДОУ

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.18

Секция на августовской конференции «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Август 2015

Руководители ДОУ

Для общеобразовательных организаций

1.19

«Час семейного чтения»

в течение года

Руководители ОУ

Классные руководители

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.20

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам» для начальных классов

 

в течение года

Руководители ОУ

Классные руководители

Сотрудники МБУК МЦРБ

1.21

Районный этап областного Конкурса проектов «Читающая школа»

 

январь-февраль 2015

Отдел образования

Руководители ОУ

1.22

Районный этап областного конкурса «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка для младших школьников)

1 декада марта 2015

Отдел образования

Руководители ОУ

1.23

Районный этап областного Конкурса школьных сочинений, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

март-апрель 2015

Отдел образования

Руководители ОУ

1.24

Участие в областном Конкурсе библиотечных программ «Лето с книгой»

апрель 2015

Руководители ОУ

Библиотекари школ

Сотрудники МБУК МЦРБ Спасского района

1.25

Участие в районном этапе областного Конкурса  «Лучший читатель класса»

 

апрель-май 2015

Руководители ОУ

Библиотекари школ

Сотрудники МБУК МЦРБ Спасского района

1.26

Районный этап областного конкурса чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

2 декада апреля 2015

Отдел образования

Руководители ОУ

1.27

Создание на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя»

сентябрь 2015

Руководители ОУ

1.28

Участие в районном этапе областного Конкурса буктрейлеров (слайд-фильмы, видеоролики  и т.д.) «Книги, объединяющие поколения»

октябрь 2015

Отдел образования

Руководители ОУ

1.29

Участие в районном этапе областного Конкурса  «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья)

сентябрь-ноябрь 2015

Отдел образования

Руководители ОУ

1.30

 

Участие в областном Форуме «Роль художественной литературы в становлении личности XXI века»

ноябрь 2015

Руководители ОУ

Преподаватели русского языка и литературы

Библиотекари

2.

Программы семейного и досугового чтения

2.1.

Библиотечная программа «Читаем с мамой, читаем сами»

январь-декабрь 2015

Руководители ОУ

Сотрудники

МБУК МЦРБ Спасского района

2.2

Часы родительской грамотности в образовательных организациях: «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок»

1 раз в квартал

Руководители ОУ

Библиотекари школ

Сотрудники

МБУК МЦРБ Спасского района

2.3.

Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)

январь, март 2015

Руководители ОУ

Библиотеками школ

Сотрудники

МБУК МЦРБ Спасского района

2.4.

Цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка»

январь, апрель, сентябрь, декабрь 2015

Руководители ОУ

Библиотекари

школ

Сотрудники

МБУК МЦРБ Спасского района

2.5

Программа летних чтений «Лето с библиотекой»

июнь-август 2015

Руководители ОУ

Библиотекари школ

Преподаватели русского языка и литературы

Сотрудники

МБУК МЦРБ Спасского района

2.6.

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

ежемесячно

Руководители ОУ

Библиотекари школ

Сотрудники

МБУК МЦРБ Спасского района

3.

Научно-методическое, информационное и организационное сопровождение

3.1

Популяризация мероприятий проекта в СМИ

в течение года

Отдел образования

3.2

Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет (на сайтах ОУ)

в течение года

Отдел образования,

руководители ОУ

       


 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?